ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
29
ИЮЛЬ

Скот в пустыне

Скот в пустыне

ВОПРОС:

Известно, что из Египта евреи вышли с большими стадами скота (вроде как несколько голов на человека). Чем питался скот в пустыне? (Как люди — маном?) Как располагался скот во время стоянок? (В каких-то загонах среди шатров людей?)

ОТВЕТ:

Рав Моше Эстрин: В Торе и в комментариях не содержится ответов и еще на очень многие вопросы, особенно из разряда «а как это было», по очень простой причине: Тора вообще не занимается историей. Ни в каком смысле. Она не рассказывает об исторических событиях, об исторических личностях, об экономических причинах войн и развитии технологии. В ней все это иногда всплывает, но вовсе не как самоцель. В Талмуде изложен принцип: сохранилась только та информация, которая нужна следующим поколениям, чтобы разобраться, как им жить. Все остальное, и даже пророчество, если оно уже сработало, не зафиксировалось в Торе. Иногда удается получить ответ и на вопросы, как что происходило, но чаще всего их нет. Скот, о котором Вы говорите, упоминается у Раши, он использовался для перевозки грузов, а приплод для жертвоприношений. Чем питался скот, как и где располагался — всего этого я не знаю, упоминаний об этом я не встречал, но это и понятно — какую галаху из этого мы могли бы выучить? Какая актуальная для нас информация здесь содержится? Главное, что важно усвоить для себя: Тора — не книга истории. Не исключено, что историк, описывая события, упомянутые в Торе, называл бы совершенно другие имена, другую численность, другие причины событий и т.д. Тора вскрывает духовную сущность событий, но это не всегда то, что видно окружающим. Как Тора рассказывала бы о войне? И прогневали евреи Вс-вышнего, и пришла на них сила несметная врагов их, и мор, и страх великий (это не пасук, это я имитирую). Что написал бы об этом историк? Экономические предпосылки нападения филистимлян на лагерь Ифтаха: засушливый год, слабость центральной власти, особенности демографии финикийцев, много мальчиков, не получивших наследства и невест и т.п. И возможно, что взгляд историка тоже справедлив; но он не отменяет глубинных причин — «и гневили евреи Вс-вышнего». Ашгаха всегда облекается в одежды реальности. Исключение — чудеса Исхода, но это одноразовое событие, ничего подобного не было больше в истории. А во всех других случаях были более или менее обычные причины и следствия, хотя в глубине их всегда лежит глубинная целесообразность, и это уже Тора, это уже надо изучать.

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>