ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
29
ИЮЛЬ

Повесть о броневичке (Корах)

Повесть о броневичке  (Корах)

Том самом, у Финляндского. Правда, встречались и до Ильича народные ораторы. «И собрались на Моше и на Аарона и сказали им: «Довольно вам! Ведь вся община, все святы, и среди них Г-сподь, почему же возноситесь над собранием Г-спода?» Что скажет наша Тора о психологии революционности? Выходцам из Нерушимого это особенно важно, ведь нас воспитали на принципе: «Революция = хорошо».
Что же подвигло на «великий бунт» левита Кораха, Датана, Авирама, Она и ещё 250 знатных реувенитов? Мудрецы приводят в качестве примера «спора не во имя небес» спор Кораха и его сторонников. Левиты хотели полноты священства. Реувениты, наоборот, досадовали, что им, потомкам первенца Якова, не досталось ни царской, ни священнической роли. По большинству мнений, все 250 реувенитов были первенцами. Совсем недавно они лишились права священнослужения, переданного левитам… Но на мгновение, на волне народного недовольства (умело подогретого агитаторами), несовместимые интересы сошлись в общем протесте.
Что-то это смутно мне напоминает?… Ах да, современную историю арабов.
Интересно, что в двух местах Раши даёт обратный комментарий: предшествовал бунт греху разведчиков или наследовал? Рам поясняет, что Раши, как нередко, сознательно использовал две внешне враждующие агады. Мудрецы снимают противоречие, но не будем уходить в дебри. Если же считать (как большинство комментаторов), что восстание Кораха следовало за грехом разведчиков, многое становится объяснимым. Люди в отчаянии от приговора: «В пустыне падут ваши кости!..». Да и логический аргумент прибавился: вы, Моше и Аарон, избраны руководить народом, который идёт в Святую землю, но ситуация изменилась, «временные, слазь!».
Главный революционер Корах — личность совершенно незаурядная. Так, он пророчески видел, что после прихода Машиаха всё колено Леви поднимется в служении до уровня коэнов. Прозревал в будущем своего потомка пророка Шмуэля, которого мудрецы приравнивают к Моше и Аарону (он совмещал роль духовного и социального руководителя). Был весьма умён, богат и знатен (первенец Ицгара, второго по старшинству внука Леви). Есть комментарий, что он, а не Йешуа бин Нун, должен был сменить Моше на посту руководителя народа. Но – поторопился…
Его величие оценил Аарон. Обратите внимание, обвинения больше всего касаются первосвященника (все святы… почему возноситесь?!), а тот молчит… По великой скромности, Аарон признал преимущество Кораха,- и ему было неудобно, что Создатель избрал его, а не этого великого человека! Вероятнее всего, именно понимание своей уникальности, талантливости, вкупе с обидой за отстранение от руководящих должностей и было тем внутренним запалом, который взорвал бомбу.
Против чего выступал и на что претендовал Корах? Комментаторы дают множество ответов, вскрывая разные пласты и перспективы бунтарской психики. Иерусалимский Талмуд называет Кораха еретиком, отвергавшим Б-жественное происхождение заповедей Торы, неповторимость пророчества Моше и его право быть посредником между народом и Создателем. Это же обвинение подтверждает Рамбам в Яд ахазака. Но ведь он напишет в знаменитом Йеменском послании: «Творец обещал, что те, кто стоял у горы Синай, и их потомки будут доверять пророчеству Моше и всему, пришедшему из его рук»? Корах и сотоварищи лично получали на Синае Тору!
Разъясняет Стайплер: Творец говорит про объективные, искренние философские заблуждения. Зато тот, кого обуревает страсти или гордость, чей разум предвзят, вовсе не лишён свободы выбора… И Корах, обиженный, что не его назначил Всевидящий предводителем колена Леви, не пожелал искать причину в своём душевном несовершенстве. Психологически «удобней» оказалось обвинить Моше в произвольных назначениях, семейственности, гордыне… Следующий (логичный) шаг – что заповеди, кроме первых двух, которые все евреи слышали на Синае («Я Г-сподь…» и «Да не будет у тебя иных богов…») – тоже «из головы».
Как обычно, здесь смешались возвышенные и весьма убогие мотивы. Страстное желание большей близости к Б-гу, идеального служения. И страх, обида, отчаяние, зависть… Они, приправленные гордыней, неизбежно научат видеть мир через очки конфликта. Ну а дальше те, кто стремится к власти, начинают считать себя защитниками униженных и угнетённых. Борцами за идею и равноправие. Некая доля демагогии — естественно, в интересах этих угнетённых, оказывается необходимой. А с какого-то момента человек или группа втягиваются в эту, прежде полуосознанно выбранную игру, и роль начинает сама нести артиста…
Только не подумайте, что мы о Великой Революции. Это – компиляция слов наших мудрецов о бунте Кораха. Коцкий ребе, своим всегда отточенным скальпелем, помечает ещё одну опухоль: «Из самых больших чудес, что все, кто восстаёт на праведников, начинает их обвинять в вещах, прямо противоположных действительности. И против Моше, о котором Тора свидетельствует, что он скромнейший из людей, идёт в ход обвинение во властолюбии и гордыне». Моше подозревают во вторичности пророчества, в совращении замужных женщин, в сокрытии Торы от народа Израиля!..
Как насчёт курса «кораховедения» на социологических факультетах?
Арье Юдасин

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>