ВОСХОД:
ШМА - ДО:
ПЛАГ МИНХА:
ЗАКАТ:
ВЫХОД ЗВЕЗД:
29
ИЮЛЬ

Трагедия кузнечика (Шлах)

Трагедия кузнечика (Шлах)

Итак, в начале главы мы сразу же узнаем, что Всевышний велел отправить людей в страну Кнаана, которая впоследствии стала Землей Израиля. На разведку. Постичь внутренние смысловые пласты этого факта необычайно трудно. Чтобы упростить задачу, прежде всего, отметим, что территории, о которых идет речь, изначально, от сотворения мира, назывались Землей Израиля. Они назывались так еще в “мире истины” — в небесных сферах. После потопа, на земле эти территории передали потомкам внука Ноаха — Кнаану, сыну Хама. Тем самым, потомкам Кнаана, десяти народам, расселившимся на Земле Израиля, предоставили возможность исправить проступок их предков, который заключался в том, что они проявили неуважение к Ноаху, издевались над ним, когда он был беспомощен. В проявлениях неуважения к родителям коренится безбожие. И только здесь, на этой земле, у них появлялись шансы улучшить свои качества, жить по совести, стать добрыми людьми.
Однако прошло 500 лет, но жители Кнаанской земли не изменили своего поведения. Разнузданность, “хамство” — вот,что определяло их взаимоотношения. Чаша терпения Небес наполнилась до краев территории, и Кнаанцы потеряли право на предоставленные им земли. Настало время исполнения обещания Вс-вышнего Аврааму «потомкам твоим дам эту землю…»
Однако вернемся к разведчикам. Почему и зачем надо было осматривать страну — страну Обетованную, которую Творец обещал дать евреям? Неужели можно было усомниться, что она для нас хороша? Предположим даже, что была необходимость выяснить какие-то подробности, чтобы разработать план ее завоевания. Но ведь по опасной пустыне евреи шли без разведки. Столп дыма днем и огненный ночью указывал им дорогу.
Но, быть может, веление Творца неправильно понято, и решение оправить разведчиков в страну Кнаан было ошибочным? О чем же тогда говорится в начале нашей главы?.. Попробуем ответить на эти вопросы.
Существует поговорка, очень удачно определяющая ситуацию: “Справедливость должна не только восторжествовать — она должна стать понятной”. Иначе говоря, недостаточно одного проявления справедливости, нужно еще, чтобы народ это понял. Земля Израиля не была пустынной, безлюдной и бесхозной. На ней жили весьма многочисленные народы. Сам факт, что на Небесах решили, что ее следует передать евреям, а, стало быть, это — справедливо, еще не означает, что такое решение покажется справедливым “простым смертным”. Ведь, в конце концов, еврейскому народу предстояло сражаться за землю, убивая, изгоняя тех, кто на ней жил. Очевидна ли справедливость задачи?
В своем поведении евреи руководствуются аксиомой, высказанной Творцом: “К справедливой справедливости стремись” (Дварим 16:20). И получается, что с точки зрения абсолютной, Небесной справедливости, нужды в разведке нет. Это у евреев была такая потребность. И в тексте Торы так и сказано. Надо только внимательно вчитаться в оригинал. На иврите, конечно.
Здесь написано: “Шлах леха…”. Обычно переводят только слово шелах — отправь. При переводе на русский язык нюанс, обозначенный вторым словом — леха — пропадает. Но именно в нем — суть, ответ на вопрос. В буквальном переводе леха означает — для тебя, для себя, ради себя. То есть — для реализации своих потребностей. Дадим теперь новый вариант цитаты: “Отправь (шлах) людей ради своей (леха) потребности…”. С помощью разведчиков евреям важно было понять, будут ли справедливыми их вооруженные действия.
Как Моше выполнил повеление Всевышнего? Какое задание дал он двенадцати разведчикам — представителям всех колен Израиля?.. В стихе 17 глава 13 говорится: “…и сказал им [разведчикам] Моше: поднимитесь по Негеву, и к Горе подниметесь”. Как мы знаем из предыдущих глав, евреи в то время находились в пустыне, в той ее части, из которой в страну Кнаан они могли попасть только через Негев. Зачем Моше, а точнее — Тора, еще раз это подчеркивает?
Известно, что в Торе каждое слово имеет глубинное значение. Негев — южная часть Израиля. Это не только географическое название, Устная Тора открывает дополнительное качество этого слова: негев — символ мудрости. Отметим попутно, что север символизирует материальность мира, запад — смешение понятий, восток — стремление к поиску. Теперь мы можем прочесть обращение Моше к разведчикам иначе. Он сказал им: главное — руководствуйтесь в своих оценках не собственными соображениями, но — мудростью Всевышнего (Торы).
В тексте написано: “…поднимитесь по Негеву”. И еще одно важное замечание: перед словом “гора” (hа-hар) в цитате стоит определенный артикль (ивритская буква ѓей, которую мы обозначили английской “h” имеет здесь особый смысл). В своем комментарии великий Учитель рав Яаков бен Ашер (15 век; автор кодекса еврейских законов Арбаа Турим, который был положен в основу Кодекса Шулхан Арух) ссылается на Устную Тору, которая подчеркивает, что выражение “на гору” (эт hа-hар) имеет то же числовое значение, что и слово… Тора(!). То есть Моше призывал разведчиков подняться до уровня позиций Торы.
Интересно здесь и употребление глагола “подняться”. “Поднимитесь (повелительное наклонение) по Негеву, — говорит разведчикам Моше, — и вы подниметесь (будущее время) к Горе”. Встаньте на путь постижения мудрости Всевышнего, и вы подниметесь к вершинам Торы…
Но что должны были выяснить в Стране Кнаан разведчики, прикладывая усилия в постижении мудрости?..Моше дает разведчикам обычные, казалось бы, задания: выяснить, что это за земля — Страна Кнаан, какие люди ее населяют, какие у них города… Но среди прочего, волнуют его, на первый взгляд, странные вещи. Он, например, просит узнать, есть ли там дерево. Зачем это, уже поручив посмотреть, какая в Кнаане земля, Моше вдруг интересуется таким “пустяком” как дерево?..
Скажем сразу: информация о земле и о дереве тут — самая главная. Что это означает? В подтексте слов “что за земля” подразумевается, что Моше хочет (не для себя, а ради народа) получить ответ: сохраняются ли на этой земле свойства Кнаана. Дело в том, что в принципе Кнаан имеет не только отрицательные черты, о которых мы говорили в начале обзора, но и положительный потенциал. Моше важно было узнать, есть ли еще у кнаанцев шанс признать Всевышнего.
Вот почему Тора начинает главу повелением: “отправь осмотреть Земли Кнаана”. По информации,
полученной от разведчиков, Моше предстояло понять, что в характерах жителей Кццйнаана перевешивает: разнузданность или, пусть скрытая пока, способность приблизиться к Творцу.
Но почему в своем наказе разведчикам Моше так интересуется деревом? Ведь не случайно, разумеется, он ставит задачу узнать про дерево в конце “списка”. Дерево часто — символ гармоничного, достойного человека. Дерево живет и растет, если у него есть корни и ветви. Если оно нормально развивается, то — дает плоды. Жизнь праведного человека подобна жизни дерева. И если на кнаанской земле живет хоть один достойный представитель рода людского, пусть народ в целом даже не стремится нащупать пути Всевышнего, у евреев нет права завоевывать эту землю.
Моше было известно, что на территории Кнаана жил один достойный человек его поколения поимени Иов. Но что с ним происходило, когда евреи подошли к границам страны, не ведал. Жив он или умер? Ко времени Исхода из Египта Иов уже был человеком весьма почтенных лет…
Теперь нам остается лишь выяснить, какие ответы Моше принесли разведчики.Недаром Моше так настаивал на том, чтобы разведчики поднялись выше житейской, “разумной” мудрости. Их донесение лишь подтверждает его правоту. Читаем: “…Страна — текущая молоком и медом. Но все это — ничто, ибо народ, там живущий, силен, народ героический… Не сможем войти в эту страну, он (этот народ) — сильнее нас… И мы в его глазах точно (мелкие) кузнечики…”. (13:27-33).
Но разве Моше просил разведать, “течет ли молоком и медом земля”? Его интересовали в этой стране сущностные моменты. И ему было важно определить духовный потенциал людей Кнаана.
Разведчики принесли лишь один значимый для него ответ, да и то — не исчерпывающий. Они рассказали о похоронах Иова (об этом написано в Талмуде), но даже не разузнали, есть ли в Кнаане еще люди, подобные ему.
Что произошло? Почему разведчики, достойные и мудрые люди, не вслушались в наказ Моше, почему не выяснили то, что они должны были выяснить? Что с ними произошло? Говорят наши мудрецы, что одной из причин такой метаморфозы стала собственная недооценка. “Мы в собственных глазах стали кузнечиками, — сказали они, — и так же выглядели в его (народа Кнаана) глазах…” (13:33). То есть сначала они сами себя так оценили, и тотчас же их самооценка была воспринята другими.
В этом — их трагедия. Та же судьба ждет любое поколение, которое по своей инициативе принижает собственное достоинство. Нам нельзя забывать, что мы — потомки Авраама, Ицхака и Яакова. Когда мы выполняем Волю Всевышнего — нет границ нашим возможностям.
Раввин Элиягу Эссас

Комментировать

Ваш мейл не будет опубликован.Необходимые поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>